Парк Зарядье является уникальным примером озеленения с использованием конструктоземов на основе почв и почвенных субстратов, характерных для зональных экосистем различных климатических зон европейской части России. Проведен анализ почвенных образцов (0–10 см) ландшафтов-аналогов для определения ряда агрохимических (pH, содержание органического вещества и питательных элементов) и микробиологических (микробная активность, функциональное разнообразие, разнообразие культивируемой микобиоты, в том числе условно патогенной) показателей. Выполнено сравнение полученных параметров почвогрунтов со значениями для зональных почв соответствующих естественных ландшафтов. Для большинства ландшафтов отмечено снижение содержания органического вещества, повышение pH и уровня подвижного фосфора, а также значительное уменьшение содержания калия, дыхательной активности и микробной биомассы относительно естественных аналогов. Функциональное разнообразие возрастало для почв, отличающихся более кислой реакцией. Культивируемое сообщество микромицетов ландшафтов-аналогов характеризовалось низким видовым разнообразием (индексы Шеннона до 1.9) и специфичным составом микокомплексов (индексы Жаккара до 0.5). В сентябре отмечено увеличение количества выделенных видов микромицетов в большинстве зон с увеличением долевого участия условно-патогенных видов (от 44 в мае до 68% в сентябре) при общем сокращении видового богатства (с 26 видов в мае до 19 видов в сентябре). Проведенный анализ продемонстрировал, что почвенные конструкции, имитирующие почвенный покров соответствующих естественных ландшафтов, под влиянием единых климатических условий и интенсивной антропогенной нагрузки формируют уникальные биотопы, отличные как от природных экосистем, так и от стандартных городских парков. Характеризуясь специфическими химическим составом и микробными свойствами, почвы ландшафтов-аналогов требуют тщательного мониторинга и управления для обеспечения их экологической устойчивости.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации